Александра Дюма называли сочинителем-скорописцем, за свою жизнь он написал 647 произведений на самые разные темы. Его интересовало все: история, преступления, выдающиеся люди и даже рецепты иностранной кухни. Он старался быть в гуще важнейших событий, ездил по разным странам Европы, выходил с восставшими на улицы Парижа, где его чуть не убили. Вернувшись домой, он садился к столу и писал, писал, забывая обо всем. Его авантюрные романы были переведены на многие языки мира, они послужили основой для многочисленных театральных постановок, художественных фильмов. Интерес к его творчеству не угас и в XXI веке.
Его дед, аристократ, маркиз, служил генеральным комиссаром королевских войск, и его направили воевать в Вест-Индию, где на острове Сан-Доминго он завязал роман с черной женщиной, как говорили, невольницей. От этого союза родился мальчик, которого назвали Тома Александр Дюма. Это был отец будущего знаменитого романиста. Когда маркиз вернулся в Париж, рядом с ним шествовал 18-летний мулат крепкого телосложения.
Юного мулата приняли в свете, он нравился женщинам, удивлял мужчин своей физической силой. Свою карьеру он тоже связал с армией, в 25 лет стал гене- д ралом. Тома Александр сражался вместе с Наполеоном, но попал к итальянцам в плен и едва выжил. Он вернулся домой в Виллье-Котре в 1801 году, а через год у него родился мальчик, голубоглазый, светлокожий, только кучерявые волосы напоминали о его африканских корнях. Сына назвали Александром. Его обучали домочадцы, но он не особенно усердствовал в науках, ему больше нравились охота, фехтование, танцы. Правда, он выучился красиво писать и некоторое время служил у нотариуса.
В 1822 году юноша отправился в Париж завоевывать место под солнцем. В столице он устроился в канцелярию герцога Орлеанского, где пригодился его красивый почерк. Там он наладил связи и с писателями. Дюма старался выведать у мэтров пера секреты творчества. Ему не хватало знаний, и он стал страстно читать.
В 1829 году он написал историческую драму Генрих III и его двор» и предложил ее к постановке. Ее взяли. Поставили. Шумный успех! Дюма не ожидал, что его первое произведение сразу завоюет Париж. Ее ставили 38 раз! В 27 летДюма стал знаменит, богат. И вскоре написал новые драмы: «Антони», «Невельская башня», «Кин, гений и беспутство».
Дюма привечали короли, герцоги и маркизы. С ним дружил герцог Орлеанский, у которого Александр начинал писарем. Тогда же Дюма задумал подготовить серию исторических романов о видных деятелях Франции XV-XVIII веков . Он быстро понял, что читателям интересны известные фигуры прошлого, которые живут страстями, любят, страдают, гибнут. Своих героев — герцогов, графов, баронов — он наделял разными качествами: кого отвагой, кого трусостью; женщин — неотразимой красотой. Один за другим вышли романы: «Изабелла Баварская», «Шевалье д’Арманталь», «Три мушкетера».
Имя Дюма не сходило с уст парижан. Редакторы газет стояли к нему в очередь, умоляя дать им первым право на публикацию его произведений с продолжением. Публика жаждала Дюма! Он писал без передышки. Красочно, авантюрно, захватывающе изображал историю Франции. За «Тремя мушкетерами» последовали «Двадцать лет спустя», «Виконт де Бражелон». В это же время он создал серию книг под общим названием «История знаменитых преступлений», в которых приоткрыл тайны правящих дворов Англии, Германии, Италии и даже России. Затем свет увидела трилогия «Королева Марго», «Графиня де Монсоро», «Сорок пять». В 1840 году вышел роман «Учитель фехтования» — о восстании декабристов, который запретили в России.