Немецкий философ Фридрих Ницше считал себя больше музыкантом, чем философом. Музыку он любил до самозабвения, сам сочинял, боготворил произведения Рихарда Вагнера, с которым был дружен. Но все же не музыка, а его парадоксальные рассуждения о религии, морали, культуре общества оставили след в истории XX века. Они оказали заметное влияние на формирование новейших философских течений — экзистенциализма и постмодернизма. С его именем связывают зарождение теории отрицания — нигилизма. Он же породил течение, которое было позднее названо ницшеанством, распространившееся в начале XX века как в Европе, так и в России.
Ницше писал по всем важнейшим вопросам жизни общества, но прежде всего о религии, психологии, социологии, морали. В отличие от Канта Ницше не просто критиковал чистый разум, а пошел дальше, подверг сомнению все очевидные достижения человеческого разума, пытался создать свою систему оценки человеческого состояния. В своей морали он был слишком афористичен и не всегда понятен: афоризмами он не давал окончательные ответы, чаще пугал неизбежностью прихода новых «свободных умов», не затуманенных сознанием прошлого. Таких высоконравственных людей он назвал «сверхчеловеками».
Можно предположить, что подобные идеи возникли в его голове от знакомства с величием мистической музыки Вагнера, с ее мощной грозной силой, тревожным ощущением легендарного прошлого, с тоской по сильному герою, который возродится в новом облике и поведет за собой родину к ее величию. Героическая музыка «Зигфрида», «Парсифаля» и «Лоэнгрина», тональность «Гибели богов» сделали его философом. Он и сам признавался позднее, что его сочинения — это «музыка, записанная не нотами, а словами»…
Ницше родился в селе Рёккен, недалеко от Лейпцига, в семье протестантской, глубоко верующей. Отец его был пастором. Маленький Фридрих жил в атмосфере не нарушаемых заповедей и послушания. После смерти мужа, когда мальчику было 5 лет, его мать переехала в небольшой Наумбург в саксонской земле. Здесь Фридриха окружили заботой родственники и занялись его воспитанием. Он оказался способным учеником, быстро выучился читать, писать и еще вдобавок стал музицировать, сочинять музыку. Он с отличием окончил гимназию в Наумбурге, затем уехал в Бонн и далее в Лейпциг, где изучал теологию и классическую филологию. По заданиям профессоров писал научные работы, которые были высоко оценены, ему прочили карьеру выдающегося ученого-богослова.
После окончания Лейпцигского университета ему, 25-летнему, предложили должность профессора классической философии в старейшем университете Швейцарии в Базеле. И он уехал в Базель, где началась его настоящая дружба с Вагнером. Фридрих читал в университете лекции по античной философии и литературе, писал научные работы, показывал их Вагнеру. Тот был в восхищении от его парадоксального склада ума и радикальных взглядов. Ницше же не переставал восхищаться музыкой друга.
В должности профессора Ницше проработал 10 лет. В Базеле он впервые испытал приступы психического заболевания. Для поправки здоровья ему пришлось уехать на курорт в Лугано. Там он начал интенсивно работать над книгой «Происхождение трагедии», которую хотел посвятить Вагнеру. Болезнь не отходила, и ему пришлось оставить профессорскую должность . Правда, университет обещал посылать ему небольшое содержание.
С 1879 года Ницше стал независимым писателем, жил то в Италии, то в Швейцарии, то во французской Ницце. Денег едва хватало на самое необходимое, друзья оказывали ему посильную помощь. В этот период он создал свои основные работы, которые взбудоражили общество: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Генеалогия морали».
В последних творениях он проявил солидарность с теорией эволюции Дарвина, считал, что надо полагаться на инстинкты выживания, чтобы либо возродиться, либо погибнуть, и выдвинул тезис: «Падающего — толкни!» А как же иначе? Его «сверхчеловек» наделен сильнейшей волей, он разрушитель старого мира, он же созидатель мира нового. Но эти «сверхидеи» не улучшили состояние его здоровья. Умер он в психиатрической больнице.
Стоит задуматься ведь он был не обычным человеком
Согласен с вами.
Можно предположить, что подобные идеи возникли в его голове от знакомства с величием мистической музыки Вагнера, с ее мощной грозной силой, тревожным ощущением легендарного прошлого, с тоской по сильному герою, который возродится в новом облике и поведет за собой родину к ее величию. Сколько стоит форд транзит микроавтобус. Героическая музыка «Зигфрида», «Парсифаля» и «Лоэнгрина», тональность «Гибели богов» сделали его философом.
Болезнь не отходила, и ему пришлось оставить профессорскую должность Отличное бюро переводов Киев по отличным ценам в центре BritishSkyLines. . Правда, университет обещал посылать ему небольшое содержание.
Красавцы! Реклама в тексте! Что то новенькое!!!
С 1879 года Ницше стал независимым писателем, жил то в Италии, то в Швейцарии, то во французской Ницце. Денег едва хватало на самое необходимое, друзья оказывали ему посильную помощь.
Да, явно у него спонсор был!!!!! Какие места!!! Вот поэтому и в психушку попал!!!!
Вот никак не могу назвать Ницше великим человеком, тем более включить его в список 100 великих людей. Я знаю что сделали такие люди как Эдисон, Флеминг, Рентген, Ганди и т.д… но что хорошего или значимого для человечества сделал Ницше?
Как минимум дал человечеству цель.
Идеи Ницше обожал Гитлер. Как и музыку Вагнера. У человечества появился фашизм….
Поправочка…Фашизм зародился в Италии.В Германии зародился Нацизм.И еще до появления Ницше в Германии людям говорили что они великие, и это величие и зародило презрение к другим нациям=> Такого рода обучение и наставления учителей,в добавок учения Ницше влили в Гитлера его идеи.Ницше тут не играет важную роль может 20%
И много сторонников ницшеанства сейчас? Я думаю это течение себя не оправдало…
Не буду вдаваться в подробности. Возьмем лишь один факт, отмеченный им. Он впервые объявил о том, что «бог умер» и предвещал о страстях людей, которые скоро разрушат мир, освободившись от божественного контроля. Какая же глобальная связь существует между «бог умер» и страстями людей? Самая непосредственная. Когда люди поклонялись богу, они ничего не разрушали и жили смиренными рабами бога. Когда же многие стали поклоняться богатству, то бог стал просто внешним фактом. Поклонение же власти денег вообще привело к тотальному разрушению, в котором и сам бог превратился в деньги. И поскольку содержанием человека и смыслом его жизни стали деньги, то и бог забрался в нашу душу и стал нами управлять прямо изнутри. Видите, каким гениальным был Фридрих Ницше. И его сейчас не случайно обоготворяют во всем мире его поклонники.
А теперь посмотрим еще, чем опередил свое время, например, И. Кант, этот великий немецкий философ. Не будем трогать его труды. Просто возьмем у него одно положение, относящееся к человеку. Он был первым, кто сказал, что человек станет «гражданином мира». Второе его положение — в будущем людей объединит разум. Вспоминая Канта, Маркс часто говорил, что он гражданин мира, а не немец. После смерти Канта капитал обосновывался во всем мире и действительно породил всемирные товарные отношения, а вместе с ними стали появляться и граждане мира. А в наше время в мире вообще все смешалось так, что человек уже забывает о своей национальной принадлежности и действительно превращается в гражданина мира.
Вот видите, насколько далеко смотрел Кант и о чем он мечтал в глубине души. В этом смысле и Ницше принадлежал будущему
Сумрачный гений!