В конце XIX начале XX века имя Карла Маркса стало символом борьбы за освобождение рабочего класса. Он разработал принципы диалектического и материалистического понимания хода истории, говорил о необходимости ликвидации частной собственности, выдвинул тезис о неизбежности гибели капитализма и победе коммунизма. Его главный труд — «Капитал» — и теория прибавочной стоимости повлияли на внутриполитическую жизнь многих стран Европы и мира. Но дальнейшее политическое, экономическое и научно-техническое развитие общества показало ошибочность и бесперспективность многих его идей и концепций.
Карл был третьим ребенком в семье преуспевающего еврейского адвоката Генриха Маркса, выходца из семейства раввинов, но принявшего протестантизм. С ранних лет Карл проявил свои умственные способности, был любознательным подвижным мальчиком. Его интересовало все, но особенно он любил историю и задавал много вопросов.
Отец решил дать Карлу хорошее образование и, после того как сын окончил гимназию с отличием, отправил его учиться на юридический факультет Боннского университета. Вольная студенческая среда, лекции на правовые, философские, эстетические и исторические темы вызвали у Карла интерес к политике и экономике. С большим интересом он слушал лекции профессора Ругге, человека прогрессивных взглядов, критиковавшего прусские монархические консервативные порядки. После того как Ругге за его выступления лишили кафедры, Карл покинул Бонн и отправился учиться в Берлинский университет.
В Берлине в 1836 году он был помолвлен с Женни фон Вестфален. Но помолвка мало повлияла на его устоявшийся распорядок дня. Сутра он уходил в университет. После лекций до позднего вечера оставался в библиотеке, где изучал труды Канта, Гегеля, Фейербаха, Адама Смита, Прудона, Сен-Симона, Руссо, Дарвина. Преподаватели отмечали универсальность его знаний, эрудированность, предрекали ему большое научное будущее, предлагали кафедру философии. Он с успехом защитил докторскую диссертацию, собирался остаться в университете и получить звание профессора. Но, столкнувшись с определенными ограничениями, познакомившись вплотную с косностью и консерватизмом преподавательской среды, в которой он со своими передовыми радикальными взглядами оказался бы белой вороной, отказался. Его отказ посчитали проявлением высокомерия, вызовом университетскому научному сообществу. С этого момента все двери высших учебных заведений Германии были для него закрыты.
Маркс не очень сокрушался по этому поводу. Он чувствовал в себе силы для продолжения научной работы, ему хотелось создать собственную теорию политико-экономического развития общества, начертать перспективы его будущего. В 1842 году он уехал в Англию, где познакомился с Фридрихом Энгельсом, сыном фабриканта, который стал его другом, единомышленником, соратником и соавтором. После смерти отца Маркс, который постоянно испытывал нехватку средств, получил часть наследства и, приобретя некоторую материальную независимость, женился на Женни. Тогда же Маркс стал пробовать себя в качестве журналиста, публикуя свои статьи в различных газетах и журналах.
Во время начавшейся революции в Германии (1848-1849) Маркс и Энгельс пишут материалы для своей «Новой Рейнской газеты», которая выходила в Кёльне. В ней произошедшую революцию, которая уже распространилась в Австрию, Венгрию, Италию, они назвали первой гражданской войной между пролетариатом и буржуазией. В этой революции они увидели ростки мировой пролетарской революции.
Воодушевленный Маркс в 1848 году отправился в Брюссель, где вместе с Энгельсом основал Союз коммунистов и написал «Манифест Коммунистической партии». Его лозунги быстро распространились по всей Европе. Манифест начинался с пугающих слов: Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма» . «Пусть трепещут правящие классы… Пролетариату нечего терять кроме своих цепей… Коммунисты могут завоевать весь мир… Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»,- написано было дальше.
В этом совместном труде Маркс и Энгельс, ставший совладельцем ткацкой фабрики, по сути, капиталистом, впервые обосновали свою теорию пролетарской революции. На основе анализа капиталистического предпринимательства они установили, что накапливаемое национальное богатство принадлежит частным лицам, а не государству. Предприниматели становятся совсем другими людьми, как только начинают богатеть: они становятся жестокими эксплуататорами. Ревностные защитники своего класса предпринимателей, они заботятся только о повышении своих доходов, запрещают профсоюзы, не разрешают рабочим бороться за повышение заработной платы. Борьба рабочих против капиталистов должна закончиться революцией, в результате которой один класс будет заменен другим, на смену капиталистам придут коммунисты.
На фоне произошедшей революции это было грозное предупреждение. Неожиданные радикальные идеи, которые высказали интеллигентные образованные люди, вызвали шок у многих правителей стран Европы. Маркса выслали из Брюсселя. Он стал персоной нон грата во Франции и Германии. Единственное место, где ему позволили жить, был Лондон. Он вернулся туда. И продолжил писать статьи для периодических изданий Англии, Германии, Америки. Материально ему приходилось очень трудно. От нищеты и голода его спасал друг, капиталист Энгельс.
В Лондоне Маркс писал главный труд всей своей жизни — «Капитал». В нем он анализировал частное предпринимательство, клеймил его позором, старался отразить собственное видение будущего. Он считал, что не сознание людей определяет их бытие, а именно бытие определяет сознание. Хотя, как мы сегодня понимаем, это два взаимосвязанных и взаимно влияющих фактора. Что из них первично, а что вторично, едва ли можно выделить. Это как парадокс о первенстве яйца и курицы.
Идея Маркса, что коммунизм как отсутствие частной собственности есть общество равных возможностей и равных прав, нашла отклику класса неимущих. Но никто из пролетариев не представлял, как можно владеть общим, в каких пределах и долях, и как это будет развиваться. Испокон веков было известно, что только частная собственность, заинтересованность частного лица в результатах своего труда, конкуренция с другими производителями ведут к обогащению капиталиста, общества, созданию национального богатства. Маркс верил в «обратный процесс», он считал, что если рабочие, неимущие пролетарии, объединятся, то сумеют создать общество без эксплуатации наемного труда.
Маркс писал «Капитал» 30 лет. Первый том он опубликовал в 1867 году. Остальные тома дописывал после его смерти уже Энгельс. Теория Маркса о пролетарской революции предназначалась для развитых стран Европы, прежде всего для Германии, Франции, Англии. Но всеобъемлющая пролетарская революция, которая сместила бы класс правящих, там не произошла. В конце XIX-начале XX века в странах Европы продолжались выступления рабочих, но лишь с экономическими требованиями.
Пролетарская же революция, которая переросла в социалистическую, со сменой одного строя другим, произошла в отсталой аграрной России в 1917 году. Но даже яростный сторонник марксизма Владимир Ленин не успел построить социалистическое общество, основанное на социалистической собственности. Заимствованные у Маркса идеи на российской почве произросли в виде суррогата. Призрак коммунизма почил в бозе, и все вернулось к исходным позициям, на круги своя — к частной собственности.
Да, очень интересная статья. Карл Маркс был против капиталистов, так почему же его друг к ним не относился? Они их презирал а сам дружил с одним из них… нестыковочка.
Советую прочитать «Прометей» Галины Серебряковой, может тогда проясните себе этот вопрос. Правда, четыре тома, боюсь, не осилите, то можно однотомник её-же «Карл Маркс».
«Призрак коммунизма почил в бозе, и все вернулось к исходным позициям, на круги своя – к частной собственности». Ещё не вечер. Это только первая попытка человечества, рано или поздно последуют другие. Ведь это не нормально, когда одни, извините, какают в золотые унитазы, другие, хоть и напряжённо работающие, не могут вылечить себя или своих детей. «Нас погубят — политика без принципов, удовольствия без совести, богатство без работы, знание без характера, бизнес без морали, наука без человечности и молитва без жертвы.» Не о нашем ли современном положении вещей говорил М. Ганди?
В Вашей голове суррогат пустых мыслей, как и у Маркса.
Да это провокатор. Карла Маркса в СССР не уважали даже ненавидели вся идеология коммунизма против Капитала Маркса. Основное рабочее время плюс Прибавочное для работников это постоянная арендная плата рабочих за то чтобы самим заработать зарплату на станках и оборудовании капиталиста. Короче лизинга по закону нет почамуто. Это капитализм дичайший. Более того время — деньги это неправильно время — оружие и деньги — оружие. Чему и были посвящены коммунисты.
Более того труда Маркса и Энгельса это труды о том как создать в одном помещении при помощи комбинаторики собирали все помещения завода. То есть в одном помещении были есть и дудут станок директор секретарь склад подрядчик энергетик и т.д. Даже по очереди друг за другом не возможно. Уплотнение все это хиплое никуда не годное. Это трусливые динозавры придумали и за рулем не сидели ни разу они на помойке ищут тачку и уплотнениями Карла и Маркса начинают делать завидаво о том что тачка гоняет. А она просто сгила.
Эти труды Адольф Гитлер сжигал и прав был такие труды приведут весь мир в коммунальную квартиру где сидят динозавры трусливые окасевшие от уплотнений.
Косые суна косаревшие.
Каждому по отдельной изолированной квартире вот девиз коммунистов а девиз динозавров которые сдохли от дизентерии совсем иной. Они рассадники разного рода заболеваний.
И именно Основное рабочее должно быть меньше прибавочного времени при условии основного времени работ на фабрику или завод прибавочного на себя. Иначе скрытая форма лизинга и коммунальная камера тюрьмы впрочем дино туда и дорога.
1917 революция в отсталой аграрной Росии?? Полная чушь… при Николае 2, мы чуть ли не лидировали во всех направлениях!
Абсурд идей Маркса я разоблачил 25 лет назад в статье -«Уроки истории и задачи демократов». В начале я разоблачил свое коммуносознание, себя. Это было очень тяжело — не каждый способен на такой мучительный процесс саморазоблачения.
Фраза Маркса: — «Ничто человеческое мне не чуждо», приоткрывает завесу тайны склада души Маркса. Вероятно ровесники упрекали его в черствости, в в бездушности. Почему Маркс решил реабилитироваться как человек? Маркс феномен человека-робота, человека-компьютера. Мыслить без руля и без ветрил. Каждая произнесенная им идея, мысль иллюстрирует это положение. Марксизм более опасная и коварная идеология, чем нацизм. Не случайно Маркс создатель теории антисемитизма. Ленин продолжил дело Маркса и понимая на уровне подсознания, что эта теория не будет принято обществом людьми, предложил забивать идеи Маркса в головы, как забивают гвоздь. Вот и ходит интеллигенция с гвоздями в голове.