28 декабря 1895 года в Париже, на бульваре Кануцинок, в «Гранд- кафе» впервые в мире был произведен показ короткометражных сюжетных документальных фильмов. Братья Люмьер, Огюст и Луи, повесили в подвальном зале белый экран, поставили аппарат, который они назвали «кинематограф», закрыли входную дверь и стали вращать ручку аппарата. На экране появился движущийся поезд, зрители первых рядов от страха вскочили с кресел и с криками выбежали из зала… Так родился новый вид искусства — кино, который очень быстро завоевал популярность в Европе, Азии, затем «переехал » в США, где возникла «фабрика грез» — Голливуд.
В тот вечер братья продали всего 35 билетов по одному франку. Не очень большой заработок по сравнению с расходами. Но уже через неделю слух об удивительных движущихся картинах, о появлении на экране живых людей, настоящих машин, паровозов вызвал огромный интерес, и к «Гранд-кафе» стали выстраиваться огромные очереди. В той первой программе было всего 5 коротеньких сюжетов, но публика была в восторге, зрители хлопали в ладоши, заливисто смеялись, когда видели, как мальчишка корчил рожи, а дворник поливал себя из шланга. Поезда уже никто не боялся, но первых рядов люди еще долго избегали.
С того памятного дня начались регулярные сеансы кинематографа братьев Люмьер. Тогда же они стали приглашать таперов исполнять на фортепиано или саксофоне «музыкальное сопровождение», веселое или грустное, быстрое или медленное в соответствии с действием на экране. Затем братья показали еще 10 короткометражек: «Выход рабочих с фабрики братьев Люмьер», Завтрак младенца» и другие. Быстро распространившаяся молва о необыкновенных движущихся картинках, о кинематографе вынудила братьев искать новые сюжеты, активнее снимать фильмы на пленку.
На следующий год после успеха в парижском «Гранд-кафе», которое превратилось в кинотеатр, братья послали в разные страны Европы своих киномехаников с двумя целями: первая — рекламная — демонстрировать фантастические возможности своего кинематографа, вторая — творческая — снимать интересные сюжеты. Они и сами отправились в турне, съездили в Индию, Китай, Японию . К 1903 году в их семейной картотеке насчитывалось свыше 2000 лент с разными сюжетами…
Братья были выходцами из Безансона — небольшого городка на востоке Франции. Фотографией они увлеклись с юности — их отец владел фабрикой фотоматериалов. Съемку вел в основном Луи, он же занимался усовершенствованием фотоаппарата. Огюст в большей степени был организатором, собирал информацию о новых аппаратах с двигающимися картинками, делал заказы на их приобретение.
В самом начале своей совместной деятельности они заказали кинетоскоп, который производился на предприятиях американского изобретателя Томаса Эдисона. Почему-то Эдисон, человек с коммерческой жилкой, не увидел перспективы в своем детище. Кинетоскоп — маленький ящике одним окуляром — предназначался для просмотра картинок одним человеком. Но в Америке до сегодняшнего дня убеждены в том, что изобретателем кинематографа является Эдисон и никто другой.
Братья Люмьер не отрицали первенства Эдисона в создании кинетоскопа. Они даже платили ему «откупные», когда их фильмы показывали в Соединенных Штатах. Но кинематограф братьев Люмьер от кинетоскопа отличался тем, что «работал» на массовую аудиторию. Братья проецировали движущиеся картинки на большой экран, и их смотрели сразу сотни зрителей.
Люмьеры стояли у истоков нового вида искусства, покорившего позднее миллионы людей по всему миру. В 1898 году Луи снял свой последний фильм — «Страсти Иисусовы», и братья занялись промышленным производством кино- и фототоваров на своей фабрике в Лионе. Они увлеклись идеей создания цветной фотографии, проект которой в начале XX века оказался даже более успешным, чем кинематограф.
Первый показ состоялся на бульваре КАПУЦИНОВ
Первый абзац — полная лажа. «Прибытие поезда» было показано только в 1896 году.