В романе немецкого писателя Лиона Фейхтвангера «Испанская баллада» рассказывается о жизни евреев в Испании во времена арабского владычества. После вытеснения с полуострова мавров евреям тоже пришлось покинуть благословенную страну, многие бежали в Турцию. Это произошло в 1492 году, когда у власти находились «католические короли». Число изгнанных испанских евреев составило около 200 тысяч. Турецкий султан Баязет говорил, что, избавившись от евреев, испанские короли сделали свою страну бедной, а Турцию богатой. Однако главным гонителем евреев были не короли, а основатель испанской инквизиции, первый великий инквизитор Испании Томас Торквемада, который стоял за их спиной.
Историки полагают, что в жилах Торквемады также текла еврейская кровь. Неудачное сватовство к красивой девушке (она выбрала в женихи мавра) вызвало в его душе озлобление и мстительные чувства, которые он перенес затем на всех пришельцев — мавров, евреев и прочих иноверцев. Отсюда его желание искоренить принесенную ими с собой «ересь». Отсюда его жестокость и нетерпимость к инакомыслию.
По одним сведениям, Томас родился и вырос в Вальядолиде на севере Испании, по другим — в Сеговии. Его отец был служителем церкви, и Томас получил дома солидное богословское образование. Но в юные годы религия его не интересовала, он много путешествовал по Испании, побывал в разных городах. В Кордове у него произошла та самая романтическая история, которая во многом изменила его характер, негативно сказалась на мировоззрении. Он собирался покинуть Испанию, уехать в Италию, но заехал в Сарагосу, где как раз проходили публичные диспуты доминиканцев, и выступил на них. Его красноречие, аргументация, познания в теологии изумили отцов церкви. Доминиканцы предложили ему служить в их ордене. Торквема- да отказался, уехал домой, но вскоре стал служить в ближайшем доминиканском монастыре.
Его выбор был не случаен. Герб ордена доминиканцев изображал собаку, несущую в пасти горящий факел, отсюда название доминиканцев «псы Господни» — они должны проповедовать истину и охранять церковь от ереси. Это было то, что отвечало его внутреннему убеждению. Торквемаду считали выдающимся проповедником, он умело обличал тайных и явных врагов церкви, выступал против ереси и инакомыслия. К нему шли толпы верующих — он залечивал душевные раны, помогал словом и делом. Сам он вел аскетический образ жизни и отказывался от всяких благ, почестей и наград.
Однажды его пригласили в монастырь Святого Креста в Сеговии и предложили стать духовником инфанты Изабеллы, будущей королевы Кастильской. Торквемада понял, что ему выпал шанс, и занялся воспитанием Изабеллы в духе ненависти к чужакам, нехристианам. В 1469 году он устроил ее брак с Фердинандом Арагонским. В 1475 году Изабелла стала королевой Кастилии, следом Фердинанд получил корону короля Арагона. Испания объединилась, и Изабелла выдвинула Торквемаду на роль Великого инквизитора. Инквизиция в Испании существовала с 1232 года.
Торквемада посоветовал Изабелле активнее бороться за чистоту веры. Он говорил, что упрямый еретик должен либо отказаться от своих убеждений и принять христианство, либо его прилюдно казнят, а имущество будет конфисковано в пользу королей. Королева и ее муж — их называли еще «католическими королями» — разрешили ему активизировать эту борьбу. Торквемада написал немало инструкций и правил, по которым определялось, кто еретик, а кто нет. В стране начался процесс доносительства . Иудеев и мавров заставляли принимать христианство насильно: ставили перед костром — или смерть или новая вера.
У уезжавших конфисковывали все имущество. Запылали костры аутодафе. Сколько было сожжено людей, сказать трудно. Сам Папа Римский Сикст IV, напуганный жестокостями Торквемады и многими жалобами, указывал на недопустимость таких действий. Но его мало кто слушал. Фанатик веры и чистоты христианства, Торквемада не знал удержу. Изабелла его не останавливала, ее казна активно пополнялась, а деньги были нужны на организацию путешествий за золотом в другие земли.
Торквемада дожил до 78 лет. За свою жизнь он сжег, уничтожил в тюрьмах под пытками многие тысячи ни в чем не повинных людей. Он знал, что его ненавидят в Испании и других странах, но остановить разгоравшийся пожар инквизиции уже не мог. В памяти Европы он остался самым ужасным инквизитором за всю историю существования так называемой «святой инквизиции».
На самом деле он пытал и казнил не только евреев, мавров и представителей других религий, но больше именно христиан, которые не верили в некоторые ереси тогдашней римско-католической церкви. Такие как индульгенция и прочие.
Хитрожопые друзья сделали вид, что выкрещиваются с большим энтузиазмом, получали от государства Фердинанда и Изабеллы весь возможный профит, возможность становиться священниками, что иногда сулило хорошую жизнь и авторитет. Все предписания и распоряжения государства выполнялись формально и новые христиане продолжали отправлять свои языческие ритуалы (а именно так их тогда понимало духовенство и прочие) иногда даже не затрудняясь конспирироваться.