От своего отца, занимавшего пост главного министра княжества Порбандар, Махатма Ганди унаследовал философию ненасилия. Его воспитывали в духе непричинения вреда живым существам. Его учили самоочищаться, проявлять терпимость к людям иной религиозной и кастовой принадлежности. Так Ганди стал проповедовать в качестве средства борьбы за национальное освобождение Индии ненасильственное сопротивление, по-индуистски сатьяграха. Индийский писатель Рабиндранат Тагор называл его Махатма — «великая душа». Свыше 30 лет Ганди проповедовал сатьяграху и в конце концов доказал миру эффективность своей ненасильственной политики — в 1947 году Индия получила независимость от Британии.
Достоверно известно, что Махатма Ганди читал труды Льва Толстого, с огромным интересом познакомился с идеей толстовства — «непротивления злу насилием». Она его восхитила. Он считал себя учеником Толстого, называл его своим духовным наставником. Ганди написал великому русскому писателю самые теплые слова, объяснил свою позицию и рассказал об освободительной борьбе индусского народа. Неизвестно, ответил ли Толстой Ганди. В то время он был очень болен, но ему, безусловно, было приятно знать, что эта идея нашла своих сторонников в далекой Индии…
Его полное имя — Мохандас Карамчанд Ганди. (Индира Ганди, премьер-министр Индии в 1966- 1977 и 1980-1984 гг.,- его однофамилица). Мохандас родился в гуд- жаратском княжестве Порбандар Семья была очень религиозной, в ней соблюдались все обычаи индуистской религии. Продавам къща в софия обяви за продажба на къщи и вили в град софия. Это не могло не сказаться на характере юноши. Он был высок ростом, но страшно худ. Мохандас питался очень умеренно, но в этом худом теле было сосредоточено столько железной воли, столько упорства, что, казалось, с ним не совладает никакая физическая сила.
В 13 лет Ганди женился, женой стала его ровесница Каструбай, а в 19 лет отправился в Лондон изучать юридические науки. После возвращения на родину он до 1893 года занимался в Бомбее адвокатской практикой. Потом служил юрисконсультом гуджаратской торговой фирмы в Южной Африке. Именно в Южной Африке он проникся освободительными идеями и возглавил борьбу местного населения против расовой дискриминации и притеснения индийцев.
Ганди организовывал мирные демонстрации, готовил петиции на имя правительства. Он требовал внимания к проблемам коренных народов Его усилия не пропали даром: южноафриканское правительство пошло на уступки — были отменены некоторые дискриминационные законы. Южноафриканские индийцы почувствовали, что благодаря усилиям Ганди их мирная борьба принесла ощутимые плоды.
В Южной Африке во время англо-бурской (1899-1902), а затем англо-зулусской (1906) войн Ганди организовал санитарные отряды из индийцев для помощи англичанам, хотя считал справедливой борьбу буров и зулусов против англичан.
В 1915 году Ганди вернулся на родину и вступил в партию Индийский национальный конгресс, стал одним из ее лидеров . Уже в 1917 году в Индии под воздействием событий в России началось широкое антиимпериалистическое движение. В этот период Ганди вместе со своими соратниками разъезжал по штатам Индии и агитировал людей подниматься против английского господства. И призывал вести борьбу исключительно ненасильственными мерами. Никаких революций! Он осуждал классовую борьбу и проповедовал разрешение социальных конфликтов путем арбитража.
Позиция Ганди совпадала с принципами индийской буржуазии, и партия Индийский национальный конгресс его поддержала. Эта борьба продолжалась до 1947 года, когда Индия мирным путем получила независимость от Британии. Правда, страна была разделена на светскую Республику Индия с преобладанием индуистского населения и мусульманский Пакистан. Все попытки Ганди примирить враждующие стороны окончились безрезультатно, но он не терял надежды на воссоединение Индии.
В конце января 1948 года во время богослужения в Дели к Ганди подошел некий индус, поклонился, а когда выпрямился, вытащил револьвер и произвел в него три выстрела…
великий человек!
Побольше бы таких людей!