В Москве, на Мясницкой улице, 39, в 1930 году было выстроено оригинальное здание с большими застекленными окнами. Оно предназначалось для Центросоюза. Его спроектировал французский архитектор швейцарского происхождения Шарль Jle Корбюзье — один из известнейших архитекторов XX века. Сторонник функционального стиля, основоположник модернизма, он работал в разных странах, в том числе в Швейцарии, Франции, США, Аргентине, Японии, России. Он был автором так называемой свободной формы в архитектуре, предлагал строить без излишеств, просто, возвышенно и с обилием света.
Фирменным знаком самого великого архитектора служили постоянный галстук-бабочка и круглые очки. Странноватый тип, но он хотел, чтобы его запомнили таким. Человек со сложным характером, Ле Корбюзье был и необычным архитектором: он пропагандировал свободный стиль без излишеств, считал себя сторонником рационального похода к возводимым административным зданиям, но сам иногда строил замысловатые сооружения, которые были эксцентричными, далекими от рационализма. Он создал Международную организацию архитекторов, но в то же время избегал там бывать и прятался у себя в небольшом домике на мысе Кап-Мартен на престижном курорте Лазурного берега Франции…
Шарль родился в Швейцарии во франкоязычном кантоне Нёвшатель. В семье Жаннере традиционно занимались часовым делом, но ему хотелось заняться искусством. Он закончил Художественную школу, изучал там виды декоративно-прикладных изделий, сам мастерил, изготавливал художественные поделки. В этой же школе он освоил основы ювелирного искусства, гравировку, создавал эмали, резал благородные камни и рисовал.
Свой первый архитектурный проект — дом для гравера, члена совета Художественной школы — Шарль выполнил в 18 лет. Правда, при этом ему помогали профессионалы. Получил за эту работу неплохие деньги и отправился путешествовать. Его манила Италия, неизгладимое впечатление на него произвели памятники Рима. После Италии он побывал в Австро-Венгрии — осматривал Вену, Будапешт — и прибыл в Париж. В столице Франции он устроился работать чертежником в бюро архитекторов-новаторов, братьев Огюста и Густава Перре, которые первыми использовали при строительстве многоэтажных зданий железобетонные блоки и конструкции.
Но надолго он у них не задержался и в 1910 году переехал в Берлин. В столице Германии Шарль Жаннере стажировался в мастерской известного немецкого мастера архитектуры Петера Беренса. Через год отправился на Восток посмотреть искусство древних зодчих: удивительные пирамиды, дворцы фараонов, крепости и оборонительные сооружения. Эти поездки, знакомство с многообразием форм и строительных стилей сооружений далекого прошлого и нового времени сформировали его взгляды на современную архитектуру.
Вернувшись в Швейцарию, Жаннере стал преподавать в Художественной школе, но его там уже многое не устраивало. В 1914 году он открыл собственную архитектурную мастерскую и приступил к выполнению заказов. За основу он брал железобетонный каркас. В зависимости от назначения здания — административное, жилое — каркас менялся, но служил основой для навешивания на него других строительных составляющих — окон, балконов, дверей. Построив таким образом несколько зданий, он уехал из маленькой и уютной Швейцарии, так как заказов было мало и масштаб строений не соответствовал масштабу его творческих возможностей.
В 1917 году Шарль вместе со своим двоюродным братом Пьером Жаннере основал в Париже собственную архитектурную мастерскую на улице Севр. В эти же годы он начал издавать философско-художественный журнал «Эсприну во» «Новый дух»), в котором утверждал свой архитектурный и планировочный стиль — возводить здания на столбах с плоской крышей и свободной внутренней планировкой.
Братья Жаннере получали заказы и возводили в разных городах Франции в основном административные и производственные здания: водонапорная башня в Жиронде , арсенал в Тулузе, электростанция на реке Вьен. Одновременно Шарль преподавал рисование и живопись в детской художественной студии. Познакомившись с французскими художниками Пикассо, Фернаном Леже, он сам начал писать картины.
Имя себе и большие деньги Жаннере заработал при проектировке и постройке жилых вилл, которые возводил в новом модернистском стиле. К нему обращались именитые люди, артисты, писатели, политики. Для них на окраине Парижа среди зеленых насаждений он ставил железобетонные основы и на них «навешивал архитектурные и строительные части». Его постройки отличали простые геометрические, точнее кубические формы, длинные горизонтальные окна и белый цвет облицовки. Многие были на столбах, почти у всех — плоская крыша.
Его имя вышло за пределы Франции, его ждали в других европейских столицах. Он мечтал совершить реконструкцию центров многих столиц мира и предложил Парижу проект современного города на 3 миллиона жителей, в котором возводились бы небоскребы до 50 этажей, между зданиями разбивались парки, места для отдыха. Его план вызвал широкий интерес, но воплощен не был. Он также предлагал перепланировать центры Буэнос-Айреса, Антверпена, Рио-де- Жанейро, построив небоскребы и проложив между ними автомобильные трассы, парки и тротуары.
Эти проекты создали ему имя урбаниста, модерниста, и он получает заказ построить в Париже Дом Армии спасения. В это же время он взял себе псевдоним Ле Корбюзье — фамилию дедушки по материнской линии, полагая, что это старое имя будет служить ему талисманом и позволит обновиться самому.
В 1928 году Корбюзье приехал в Москву и выиграл конкурс на строительство здания Наркомлегпрома — Центросоюза. В этом здании он использовал свой проект дома Лиги Наций, который не был воплощен в Швейцарии. В Москве Корбюзье встречался с Таировым, Мейерхольдом, Эйзенштейном, наслаждался творческой атмосферой, которая объединяла этих людей. Он принял участие в конкурсе на сооружение грандиозного здания Дома Советов с гигантской фигурой Ленина наверху.
В 1945 году, уже после окончания войны, он построил в Марселе многоэтажный жилой дом как образец для массового жилого строительства на всей планете. Этот дом в Марселе так и стали называть домом Корбюзье. Он представлял собой длинную коробку на сваях, с длинным рядом одинаковых этажей и балконами-лоджиями. Такого типа дома строили в Западном Берлине, Москве в 1960-1970-е годы.
В эти же годы архитектор реализовал в Индии проект новой столицы штата Пенджаб — Чандигарха. Корбюзье помогали в этом английские архитекторы. Сам Корбюзье проектировал здание Капитолия, Секретариата, Дворца правосудия и Ассамблеи. Город создавался с нуля, на пустом месте, но с учетом национальных особенностей индийской архитектуры.
Последняя работа великого зодчего — культурный центр Гарвардского университета. Это его единственная работа в США. Он скончался в возрасте 78 лет и был похоронен на мысе Кап-Мартен, недалеко от своей крошечной виллы, которую он считал образцом минималистского жилища.
Многие работы Ле Корбюзье внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В 1955 году Корбюзье построил во Франции для католиков знаменитую своим своеобразием капеллу Нотр-Дам-дю-О в Роншане, которая напоминает сельский домик с крышей-раковиной. Капеллу назвали самым культовым зданием XX века.
Гравитационный парадокс непредвзято рефлектирует естественный здравый смысл, открывая новые горизонты! Wikipedia
». В журнале «Эспри Нуво» впервые опубликованы « Пять отправных точек современной архитектуры » Ле Корбюзье, своеобразный свод правил новейшей архитектуры.
Скажу честно прочитал статью с интересом, могу сказать Вас блог довольно полезный!