Князь Владимир Святославич — Креститель древней Руси

Князь Владимир Святославич (Ок. 952-1015). Из Царского Титулярника

Князь Владимир Святославич (Ок. 952-1015). Из Царского Титулярника

У русского князя Святослава, правившего в Киеве, было три сына — Ярополк, Олег и Владимир. Каждому в наследство он оставил княжество: Яронолку — Киев, Олегу — землю древлян, а Владимиру достался Новгород. Но сразу после смерти Святослава три брата пошли войной друг на друга, все трое чувствовали себя обиженными, каждый хотел править в Киеве, стать единовластным князем. Владимир в этой борьбе проявил большую дальновидность и оказался победителем. Он принял христианство, крестил Русь и всячески способствовал образованию простого люда.

Новгородцы выбрали себе Владимира еще в то время, когда он был ребенком. Он уехал в Новгород вместе со своим дядей Добрыней, братом его матери Малуши, служившей у княгини Ольги простой ключницей и бывшей наложницей Святослава. В период борьбы за право быть единым князем всей Руси Ярополк убил своего брата Олега. Владимир скрывался от Ярополка в Швеции, но не собирался там оставаться и вскоре с наемным войском появился в Новгороде. Враждовать против Ярополка он начал после того, как посватался к дочери полоцкого князя Рогволода, Рогнеде. Девушка надменно ему отказала. И напомнила при этом, что он якобы недостоин княжеского звания, так как он сын рабыни и не имеет права на престол. К тому же она хотела выйти замуж за Ярополка.

Владимир и Рогнеда. Художник А. И. Транковский

Владимир и Рогнеда. Художник А. И. Транковский

Владимир был в гневе. Он отступил, но вскоре вернулся с большой дружиной, захватил Полоцк, убил Рогволода и насильно женился на Рогнеде. После этого он отправился в Киев, завладел городом и убил своего брата Ярополка. Летописцы описывали Владимира как жестокого язычника, который был готов пойти на многие преступления во имя достижения своих целей.  Но этот акцент на его жестокость был сделан специально, чтобы оттенить его дальней шее преображение, когда он крестился и принял христианскую веру

Владимир во многом был типичным представителем своего времени и добивался власти так же, как это делали другие,- огнем и мечом. Несмотря на молодость, он проявил себя храбрым воином, мыслящим государем, который, как и его отец, заботился о расширении русских земель, упрочении государства.

Великий князь Владимир. Художник В. М. Васнецов

Великий князь Владимир. Художник В. М. Васнецов

Пришедшие с ним из-за моря варяги вели себя в Киеве дерзко, требовали выплаты им дани. Владимир поступил весьма мудро, просил их подождать, а затем, выбрав среди них самых умных и доблестных, дал им в управление города, остальным же в уплате дани отказал и вместо этого предложил пойти на службу к греческому императору. Те так и сделали, и конфликт был улажен с пользой для обеих сторон.

Следом Владимир совершил ряд удачных походов, отвоевал у поляков города Перемышль, Червень и присоединил их к своим владениям. В честь этих побед он повелел поставить возле своего княжеского терема огромную деревянную статую бога Перуна, у которого была серебряная голова и золотые усы, рядом Дажбога, Стрибога. Этим идолам приносились разные жертвы, писал летописец, иногда человеческие.

Первая монета Руси. Златник великого князя Владимира. Х в.

Первая монета Руси. Златник великого князя Владимира. Х в.

Так, в 983 году после возвращения из очередного удачного похода, Владимир захотел особенно почтить своих богов и велел принести им человеческую жертву. Кинули жребий, и выбор пал на юношу-варяга Иоанна, который жил вместе со своим отцом Феодором. Оба исповедовали христианскую веру. Дружинники, получив добро от Владимира, отправились к отцу отрока и потребовали от него выдачи сына для жертвы богам.

Но Феодор проявил упрямство. «Ваши боги — это дерево, которое вы срубили в лесу,- сказал он,- Оно быстро сгниет, от него ничего не останется. Высший бог — это тот, которому поклоняются греки. Этот бог создал небо, землю, всю природу и человека. А ваши боги ничего не создали. Не отдам своего сына»,- сказал он.

Разозленные отказом и такими словами, посланники передали его слова великому князю. Возле дома Феодора собралась толпа. Все требовали выдачи Иоанна, в противном случае грозились сжечь весь дом. Феодор вышел к ним и сказал: «Если есть ваши боги, то пусть пришлют своего посланника за моим сыном, а вы кто такие?» Рассвирепевшая от его слов толпа подожгла дом и убила Феодора и его сына. Сегодня мощи отрока Иоанна покоятся в Киево-Печерской лавре.

Беседа Владимира с греческим философом о христианстве. Миниатюра Радзивилловской летописи. XVI в.

Беседа Владимира с греческим философом о христианстве. Миниатюра Радзивилловской летописи. XVI в.

Весть об убийстве двух христиан огорчила князя Владимира. Он впервые задумался над словами, высказанными Феодором и переданными ему дружинниками, о другом боге и его творении. Он знал, что в Киеве часто появлялись заморские купцы , которые исповедовали другую веру, не похожую на язычество. Они вели другую жизнь, не похожую на ту, которая господствовала среди соплеменников. Они поклонялись другому богу, очеловеченному.

К Владимиру приходили проповедники из разных стран и уговаривали принять их веру. У князя было 800 жен, и, когда он узнал, что мусульманская вера разрешает многоженство, просил подробнее рассказать ему о ней. Но когда он узнал, что мусульмане не едят свинину, им запрещается пить вино, то грустно произнес: «Питие есть веселие на Руси. Без него никак нельзя».

Крещение князя Владимира. Художник Ф. А. Бронников. 188З г.

Крещение князя Владимира. Художник Ф. А. Бронников. 188З г.

Хазары предлагали Владимиру иудейскую веру, но он, узнав о многих ограничениях, в том числе обрезании, напрочь отказался. Немцы, принявшие латинство, пытались уговорить его склониться перед Папой Римским, расхваливали свою католическую веру. Но русский князь не увидел в ней ничего примечательного для Руси и не согласился перейти в лоно Папы Римского. Греки старались склонить его на свою сторону. Они рассказали о Христе, Его мессианской деятельности, о распятии и вознесении.

Владимир не принял сам решения, а собрал бояр, старцев, знатных людей города и поведал о своих встречах с разными проповедниками, которые рассказывали о своей вере. На этом сборе он постановил: направить в чужие земли своих мужей, людей добрых и смышленых, а после их возвращения принять решение. Так и сделали.

Сребреник великого князя Киевского Владимира. Вверху изображение князя Владимира, внизу - образ Христа, согласно византийским прототипам Х-ХI вв.

Сребреник великого князя Киевского Владимира. Вверху изображение князя Владимира, внизу - образ Христа, согласно византийским прототипам Х-ХI вв.

Когда посланцы вернулись, то рассказали о всем виденном. У магометан, рассказывали они, все сидят, нет никакого интереса в этом сидении, у немцев скучно, храм пустой, а вот у греков все красиво, все горит, все в золоте. И еще сладко они поют. Кто вкусил сладкого, не захочет горького, кто видел красивое, не захочет безобразного. При этом вспомнили мужи мудрую княгиню Ольгу, бабку Владимира, которая побывала в Царьграде, или Константинополе, и крестилась. Вот и надо последовать ее примеру.

Так Владимир принял решение креститься. Но произошло непредвиденное. С византийским городом Корсунь начались столкновения. Владимир пошел на него с войском. А когда взял город, то послал константинопольским царям Василию и Константину послов, которые передали им, что он хочет жениться на их сестре Анне, а если они не согласятся выдать ее за него замуж, то с Царьградом он сделает то же, что и с Корсунью.

Владимиру ответили, что девицу отдадут, но прежде он должен креститься, так как отдавать крещеную за некрещеного противоречит их вере. Он дал согласие на крещение, а греческие цари согласились отдать за него свою сестру Анну и отправили ее в Корсунь. Прибывшие с ней священники крестили там князя Владимира, он получил христианское имя Василий. После обряда крещения вместе с невестой Владимир прибыл в Киев.

Крещение князя Владимира. Художник В. М. Васнецов. Фреска Владимирского собора в Киеве. Кон. 1880-х гг.

Крещение князя Владимира. Художник В. М. Васнецов. Фреска Владимирского собора в Киеве. Кон. 1880-х гг.

После этого началось изгнание прежних языческих богов — деревянных Перунов, Дажбога и прочих. Истуканов вырывали из земли, волокли к Днепру и кидали в воду. Не всем понравилось отречение от бывших богов. Не все согласились с новым обычаем. Но 1 августа 988 года на этом же берегу Днепра состоялось величайшее событие в истории Руси — киевляне приняли святое крещение. Они спускались в воду, взрослые заходили поглубже, младенцев несли на руках. Обряд крещения совершал епископ Михаил и прибывшие с царицей Анной священники.

После крещения Владимир приказал строить церкви там, где стояли раньше прежние идолища. На месте Перуна появилась церковь Святого Василия, именем которого Владимир был крещен в Корсуни, на месте убитых варягов Феодора и его сына Иоанна возвели храм в честь Богоматери.

После крещения в Киеве и других городах стали появляться школы, дети взяли в руки книги, христианство кроме веры принесло на Русь науки и просвещение.

Князь Владимир Святославич — Креститель древней Руси: 9 комментариев

  1. А я это вижу так:
    Представьте, хмурое утро, камера панорамирует по ряду убогих хатенок с соломенными крышами, накрапывает мелкий дождик. Наплыв — явно было ранее……..:центр Киева – глашатай: «утром всем быть у Днепра для святаго крещения, а кто не придет тот враг мне». Эхо повторяет: не придет ..дет …дет, враг мне …мне ..мне. Добрыня Никитич Малк (родной дядя Владимира по матери ключнице Малуши), встал в длинной рубахе одевает кольчугу, шлем, броню, потом махнул рукой, почесался, снимает шлем, броню и в легкой кольчугу с легким мечом выходит из терема. Уже его ждет малая дружина. Рассвет еще едва-едва, но Добрыня Никитич на всякий случай решил пораньше согнать народ к реке… Мало ли что, еще разбегаться начнут… Опытен воевода… Едут, в посад и слободу. Дружинник рукоятью меча прямо с седла стучит в дверь убогой хибарки. Никакого ответа. Разозлившись, выдернул ногу из стремени, носком тяжелого военного сапога грохнул по двери так, что убогая дверь не выдержала и разлетелась на части. Ой, ой залопотала хитроватая бабенка с пшеничной косой, а куча чумазых ребятишек испуганно брызнула во двор. Куды мне? На Днепр, хмуро рыкнул дружинник. Князь велит, что дурра вчера не слышала? И выводок свой тащи. Баба завыла: бают топить будут, ой ой ой горе мне. . Да не вой, только рыжих утопят, в усы хохотнул дружинник. Кадр — среди русых ребятишек один огненно рыжий. Бабенка обняла рыжего и гладя по головке причитала: «не дам милый, не отдам чубчик, чубатик, чубайсик мой родненькииииий!,»
    Под плетями и матерками дружинников народ плетется к берегу. Еще очень рано, но воевода опытен – ни хрена им не сделается, пусть подождут не князья ведь. Он, воевода!, но ведь с утра уже в трудах государственных.
    Камера показывает всеобщую растерянность – никто ничего не понимает, как быть? Раздеваться или так в воду идти? Самому идти или погонят? Мужики вперед или бабы с ребятней? А может всем подряд. В общем типично по-русски, никто ни хрена не понимает, все что-то гомонят, кто-то под шумок смылся, кто-то уже хлебнул и рвется в воду, у кого-то сперли шапку, другому (невиновному) навешали за это по шее.
    Появились греческие попы в диковинных хламидах, завыли непонятные (на греческом) песни, а дружина ничего, не понимая, глядела на воеводу. Добрыня почесал затылок (о, как велик этот русский жест!) непонятно махнул рукой. Дружина поняла по своему и, гикая, плетюганами, а непонятливых и рукоятями мечей погнала народ в реку. Поднялся всеобщий вой, мат, кто-то затоптанный уже не шевелится, кто-то, получив хороооший пинок под зад, с невероятной скоростью обогнав всех попов, влетает в реку. Вот попы уже в воде. Непонятный греческий вой стоит на всю округу. Всех окунают, машут на них метелками. Непонятливым дружинники напоминают по морде кулаком в кольчужной перчатке. Вой постепенно стихает: появляется в длинной белой рубахе, босой с непокрытой головой князь Владимир. Степенно в полной тишине заходит в воду по грудь и окунувшись с головой выходит на берег. В этот момент песнопения попов достигают апогея. Князь весь облепленный мокрой рубахой оглядел свои чресла и глядя вниз пробасил: «наконец, я узнал истинного бога!»
    Богатырь, отважный воин, мудрый полководец и умелый дипломат, жесткий, а то и жестокий правитель, «робичич» сын рабыни – ключницы Малуши, увидел себя в мокрой облепляющей все тело рубахе просто посмеялся над собой. «Наконец я увидел истинного бога.»
    Так была крещена святая Русь.

    • Всё здорово, за исключением того, что Владимир не был князем. Затем его мать не бала рабыней, так как в древней Руси не было рабства. А сыном рабича он звался потому , что отец его был раввином. Владимир не был сыном Святослава потому, что Святославу было 13 лет, когда родился Владимир — сын малки(народность в Хазарии) и рабича(раввина)

      • Владимир братаубийца принял монотеистическую (однобожие) систему по тому что монотеизм есть идеологическая основа монархии, то есть самодержавия, власти одного человека. Он тупо хоте править всем один. На руси не было не рабства не самодержавия не разделения на высших и низших. Все были равны но Владимира с его амбициями это не устраивало вот от и притащил попов чтобы они помогли ему обыдлить народ. 1000 лет прошло а попы и сейчас пытаются заниматься этим грязным делом.

      • слышал эту теорию. однако! по тем же сохрарившимся летописям, Святослав родился в год войны Симеона с хорватами, то есть в 926-927. Во-вторых, «робычич» — это сын робычи, то есть особи, работающей при Ольгином тереме — Малуша не рабыня, она работница, а это разные вещи. А то, что Владимир «каган» свидетельствует о том, что, скорее, Иларион был з какого-то зозарскаго рода.

      • «править сам» ребят вы почитайте хоть что-нибудь, ну или новости(не только наши но и буржуйские) послушайте с умом. Государством не может править один человек. У него для этого должна быть команда, иначе (просто физически) не справитсяю А христианство необходимо было вовсе не для самодеражвия, самодержавие и без него справляется. Вон римские Императоры соврать не дадут. Обьеденить людей — вот его смысл. Согнать древлян, полян и прочих вятичей и создать Русь. Нашу Русь между прочим. Вот он где подвиг Владимира.

  2. «Лета 862. В Ладоге престол. Синеус в Белозере. Трувор в Изборске. Рюрик со братиею своими домами, собравшись и взяв русь с собою, пришли к славянам и утвердили город старый Ладогу. И сел старший из них Рюрик в Ладоге, другой Синеус сел в у нас в Белозере, а третий Трувор в Изборске. От тех варяг прозвалась страна сия Русь, что потом Новгородская страна именовалась; ибо прежде были князи по родам их, а ныне владеют бывшие от рода варяжского» (Василий Татищев «Повесть временных лет»)

    В изложении академика Лихачёва, сего разделения князей нет. По ПВЛ, некое племя славян назвали варяжским именем русь. Данное владение записано в 862 год, как бы началось с князя Рюрика, а началось с 988. Князи по роду — русичи. Княжеское сословие имели только русичи. У народа без княжеского сословия, отбирают золото, женщин и территорию. Так было тысячи лет, так есть и так будет. Русичи и варяги со славянами — параллельные антропологические типы. Нам, русичам, религию иметь нельзя. Такую историю наша наука написать не в состоянии

Добавить комментарий для Василий Клетушкин Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *